АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ НАВЧАННЯ ТА ВИХОВАННЯ

ЛЮДЕЙ З ОСОБЛИВИМИ ПОТРЕБАМИ

Збірник наукових праць

Пути социальной адаптации незрячих студентов в условиях обучения в высшей школе





УДК 376:378(078.8)                               

Л. Челан,

Заместитель председателя

Общества слепых Республики Молдова

 

ПУТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НЕЗРЯЧИХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

В статье делается попытка рассмотреть все возможности перспективы в контексте образования и воспитания молодых людей с нарушениями зрения в Республике Молдова. Проблемы молодыхлюдей с нарушениями зрения изучает Общество Слепых Молдовы (ОСМ). ОСМ вместе с международными партнерами успешно занимается выявлением, регистрацией людей с нарушением зрения, их социальной, профессиональной и медицинской реабилитацией. Эта инициатива должна жить и находить поддержку многих неправительственных организаций наряду с Обществом Слепых Молдовы.

Ключевые слова: межкультурный обмен; незрячие студенты; Безбарьерный Центр Поддержки; социальная, профессиональная, медицинская реабилитация.

 

Безусловно, многие из нас осознают, что нарушение зрения — одна из самых тяжелых форм инвалидности. Однако, мало кто по-настоящему понимает насколько велик и многообразен круг возможностей и перспектив, если трактовать феномен недостатка зрения в контексте глобального прогресса и постоянной эволюции системы образования и профессиональной подготовки. В.П.Гудонис в своих исследованиях представил целый комплекс факторов, способствующих успешной социальной интеграции лиц с нарушениями зрения:

— формирование позитивного отношения общества к незрячим;

— разработка и внедрение программ совместного воспитания в детских учебных заведениях и обучения в средних образовательных школах нормально видящих и людей с глубокими нарушениями зрения;

— формирование социально-значимых навыков;

— разработка и внедрение эффективных программ профориентации незрячих и слабовидящих людей [1].

Итак, спроектируем профиль активного и независимого человека, у которого есть проблемы со зрением. Для людей со зрительной патологией очень часто воображение восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя таким образом компенсаторные функции, и являясь «одной из форм проявления развивающегося самосознания и реакции на дефект в фазе его активного осознания и интропсихической переработки» [2]. Для этого необходимо исследовать образовательно-воспитательную среду, где этот человек формируется как личность, востребованная не только в социальном, но и в профессиональном плане.

Любое дело, как мы знаем, начинается с цели и исходящих из нее задач. Цель моей статьи рассмотреть все возможности и перспективы в контексте образования и воспитания для молодых людей с нарушением зрения в Республике Молдова на сегодняшний день в результате продолжительной деятельности Общества слепых Молдовы (ОСМ).

Задачи — отметить этапы продвижений имиджа и шаги лоббирования ОСМ в законодательстве с целью усовершенствовать систему высшего образования, улучшить качество предоставляемых услуг и эффективность внедрения проектов и программ, которые ОСМ разрабатывает в сотрудничестве с национальными и международными партнерами.

Для того, чтобы разобраться в сущности проблемы, о которой идет речь, необходимо вкратце рассказать о том, что из себя представляет единственная организация в Республике Молдова, занимающаяся проблемами слабовидящих и слепых людей.

ОСМ — это неправительственная организация, основанная в 1946 году. Ее цели — выявление и регистрация людей, имеющих нарушения зрения; их последующая социальная, профессиональная и медицинская реабилитация; помощь в интеграции и защита прав; вклад в повышение уровня общих знаний, умений, навыков.

На сегодняшний день ОСМ — это более 9 000 инвалидов по зрению, существенная часть которых (более 6 000) проживает в сельской местности.

Быть может, поэтому показатели грамотности остаются все еще очень низкими:

— свыше 600 человек не имеют вообще никакого образования;

— около 1 200 человек прошли лишь начальную школу;

— 2 700 человек имеют неполное среднее образование и столько же полное среднее образование;

— около 1000 человек на сегодняшний имеют среднее специальное образование;

— 480 человек имеют оконченное высшее образование, из которых 45 человек являются студентами в настоящее время.

Уже более 60 лет деятельность ОСМ успешна, благодаря солидному и продуктивному сотрудничеству с центральными и местными органами публичного управления; Территориальными Кассами Социального Страхования, специализированными школами, ВУЗами и СМИ. Хочется подчеркнуть, что именно СМИ сегодня освещает проблемы людей с ограниченными возможностями, доносит до гражданского общества их желание, нужды, и просто рассказывает истории успеха тех, кто смог преодолеть физиологические ограничения, перешагнуть через внутренние и внешние проблемы и стать примером силы и целеустремленности для всего человечества.

Истинно колоссальное, и даже решающее влияние на деятельность ОСМ оказывают международные партнеры. Для нас это уникальная возможность перенять их многолетний опыт и свежие идеи в процессе работы со слабовидящими и незрячими людьми.

Эти партнерские отношения продолжаются уже долгие годы с такими организациями как:

— Всемирный европейский союз слепых;

— Международный Консилиум по образованию лиц с нарушением зрения (ICEVI);

— Голландская ассоциация БАРТИМЕУС;

— Организация жен послов;

— а так же Центры поддержки из разных стран.

Разумеется, такого рода сотрудничество раскрывает большие возможности в получении образования для слепых и слабовидящих людей.

Однако, нельзя забывать о законодательстве Республике Молдова, которое открывает самые заманчивые перспективы и в тоже время ставит самые жесткие препятствия перед инвалидом по зрению, решившим освоить какую-либо профессию. На сегодняшний день существует ряд законов, принятых в поддержку людей с ограниченными возможностями:

— Закон об образовании — который предоставляет преимущественное право при зачислении в ВУЗы;

— Постановление Правительства о выделении социальных стипендий;

— Постановление Правительства о привилегиях, о размещении студентов с нарушениями зрения в общежитиях, находящихся в ведении ВУЗов;

— Национальная программа реабилитации инвалидов 2007–2010;

— Закон о социальной защите, Закон, о социальных пособиях дополненный 25.07.2008, где инвалидам по зрению 1 группы на сопровождающего выделяется компенсация в размере 300 леев, равная 30 долларам США.

К сожалению, все вышеперечисленные законы и постановления несовершенны и не функционируют в полной мере, но еще больше мы сожалеем о том, что процесс ратификации Конвенции ООН по правам инвалидов в нашей стране начал свой путь еще 2 года назад но, увы, до сих пор безрезультатно. Были собраны подписи в поддержку ратификации Конвенции, и она уже прошла в первом чтении в Правительстве и Парламенте Республике Молдова. А ведь это стало бы точкой равновесия между человеком с ограниченными возможностями и окружающим его обществом.

Помимо пробелов в нашем законодательстве, для молодежи с недостатком зрения есть множество пробелов и во внутреннем распорядке ВУЗ-ов, где они учатся. Это, прежде всего адекватная длительность сдачи сессии, ведь инвалиду по зрению требуется время для доступа к необходимой информации. Многие ВУЗы отдают предпочтение письменному, нежели устному приему экзаменов. Сюда же можно отнести ограниченный доступ незрячих и слабовидящих студентов к любой информации, так как отсутствуют компьютеры, снабженные специализированными программами (JAWS, ZOOM); запись учебников в аудио формате или напечатанных в системе Брайля.

Одна из острейших проблем университетов в настоящее время, это внутренняя структура Университетских зданий, что существенно ограничивает самостоятельное передвижение слабовидящего, а тем более незрячих студентов. Не проводятся элементарный инструктаж по ориентированию и мобильности в Университетском блоке, библиотеки и общежития очень отдаленны от самого ВУЗа, а условия в этих помещениях не соответствуют элементарным требованиям людей с ограниченными возможностями. Все это, делает такую категорию людей полностью зависимыми от лиц, или вообще отстраненными от образования, и таким образом лишенными возможности развивать свой интеллектуальный потенциал.

В 2008 году ОСМ провело социологическое исследование, где численно была видна ситуация слепых и слабовидящих студентов в Республике Молдова:

— 40 % не обладают элементарными знаниями компьютера;

— 10% используют компьютер, принтер, сканер, и синтетический голос с целью адаптировать процесс изучения материала согласно индивидуальной степени инвалидности;

— 5% пользуются лупой и специальными мониторами для доступа к текстовой информации;

— 60 % неудовлетворены оснащенностью университетских библиотек;

— 28 % признались, что отношение к ним со стороны преподавателей и коллег безразлично, а иногда даже негативно;

— 15 % не в состоянии усвоить скорость подачи дидактической информации;

— 75 % не видят то, что написано на доске, поэтому им тяжело усвоить информацию на лекции;

— 10 % получают социальные стипендии.

Ко всему вышеизложенному немаловажно добавить, что, несмотря на все трудности и барьеры, слабовидящие и незрячие студенты буквально борются изо дня в день за то, чтобы просто учиться также, как все. ОСМ, которое на сегодняшний день оказывает широкий круг социальных, медицинских, психологических и информационных услуг своим студентам, разрабатывает и внедряет для них различные проекты и программы на протяжении уже многих лет.

      В первую очередь хочется подчеркнуть роль ОСМ как инициатора политических и тактических действий в продвижении проблем законодательства, с которыми сталкиваются люди с недостатком зрения.

Несравненно велика также роль Национального Центра Информации и Реабилитации ОСМ, который предоставляет специализированные социальные услуги:

— обучение навыкам пользования компьютером, снабженным специальными информационными технологиями;

— обучение алфавита Брайля и доступ к многообразию книг, изданных в данной системе и аудио формате;

— освоение элементарных навыков и умений, необходимых в современной жизни;

— молодежь, и другие граждане могут получить в этом Центре бесплатную юридическую и психологическую консультацию, а также узнать о возможностях обучения в Республике Молдова и за ее пределами с помощью специальных стипендий и грантов;

Особенно важно также является обеспечение молодежи с недостатком зрения специализированными тифло-техническими приборами (лупы, специальные мониторы, часы, бумага для Брайля, глазные протезы). Проводятся также глазные операции различной сложности. Семьи слабовидящих и незрячих людей регулярно получают медицинские и психологические консультации по всем волнующим их вопросам.

Хочется рассказать о том, что вошло уже в прекрасную традицию в ОСМ — это награждение специальной денежной премией самых активных и успешных студентов. В этом контексте важно отметить, что студенты с недостатком зрения снова и снова доказывают насколько высок уровень их интеллектуальных способностей. Это наглядно демонстрирует их результаты сдачи экзаменов, которые они нам предоставляют.

И все же одно из самых грандиозных достижений ОСМ в сотрудничестве с Государственным Университетом Молдовы в рамках проекта (ТЕМПУС) — это открытие в одном из блоков данного учреждения Центра Поддержки для слабовидящих и незрячих студентов «Без барьеров». Благодаря поддержке и опыту, которым поделились с нами специалисты из подобных центров Технического Университета Карлсруэ (Германия) и Университета «Комениус» (Словакия), данный Центр консультирует и направляет студентов с недостатком зрения при поступлении на разные факультеты. Центр сотрудничает с преподавателями Государственного Университета Молдовы и помогает сделать сдачу сессии максимально удобной для человека с недостатком зрения. Студенты также могут работать в компьютерном классе, где установлены специализированные технические программы и каждый компьютер подключен к Интернету. Можно также воспользоваться текстовой или графической информацией в формате MP3 или Брайля.

Все эти услуги абсолютно доступны для слабовидящих и незрячих студентов из всех ВУЗ-ов нашей страны, что позволяет им общаться и делится опытом между собой.

Разумеется, помимо чисто научного подхода к проблемам молодых людей с недостатком зрения, мы понимаем, что им необходимо общаться и раскрепощаться в неформальной обстановке, какую не обеспечивает ВУЗ. И здесь ОСМ приходит на помощь в рамках разного рода проектов и программ по обмену опытом: МОЛДФИН

— межкультурный обмен студентов из Финляндии и РМ; международные летние лагеря — Международная компьютерная школа «Общение», в которой наши студенты участвуют третий год; международные форумы «Молодежь на пике активности»; международные стипендии — школа английского языка (проект малых предпринимателей). Во все вышеперечисленные программы и проекты вовлечено огромное количество молодых слабовидящих и незрячих студентов, что вносит существенный вклад с нашей стороны в их разностороннее развитие, улучшает качество жизни и повышает веру в себя и свои силы.

На будущее у нас много планов. Все те услуги, которые мы оказываем, необходимо усовершенствовать, рассредоточить Центры поддержки по всей Республике Молдова.

Наличие точной базы данных о динамике эволюции слабовидящих и незрячих со школьной скамьи и до их места на рынке труда, так же очень важно.

Не в последнюю очередь хочется повернуть гражданское общество лицом к проблемам людей с ограниченными возможностями зрения и показать пути их решения, чтобы было меньше равнодушия.

В заключении хочется отметить, что в настоящее время прилагаются значительные усилия для поддержки и помощи молодым людям с проблемами зрения, которые сейчас получают высшее образование. Благодаря сотрудничеству с местными и международными партнерами было сделано многое по улучшению качества услуг для слабовидящих и незрячих людей. Хочется добавить, что эта инициатива должна жить и дальше, и день за днем питаться поддержкой многих неправительственных организаций наравне с ОСМ. Не должно прекращаться и сотрудничество с ВУЗ-ми, центральными и местными органами публичного управления, а также международными партнерами. Ведь их опыт богат и разнообразен, а источники информации ценны и неиссякаемы.

 

At the article is tried to observe all opportunities and outlooks in the context of education and upbringing of young people with visual impairment in Moldova Republic. By the problems of young people with visual impairment is occupied The Moldavian Blinds Union (UMB). UMB with international partners are successfully engaged by revelation, registration of people with visual impairment, their social, professional and medical rehabilitation. This initiative must live and find the stronger support from a lot of non!government organizations with The Union of Moldavian Blinds.

Key words: intercultural exchange, blind students, without barriers support centre, social, professional, medical rehabilitation.

 

Литература

  1. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. — М. : МОДЭК, 1999.
  2. Сорокин В. М. Особенности воображения слепых и слабовидящих // Воспитание и обучение слепых и слабовидящих. — Л., 1982.


Номер сторінки у виданні: 545

Повернутися до списку новин