АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ НАВЧАННЯ ТА ВИХОВАННЯ

ЛЮДЕЙ З ОСОБЛИВИМИ ПОТРЕБАМИ

Збірник наукових праць

Основные противоречия российской системы профессионального образования инвалидов





Е.М. СТАРОВИНА

ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ

Движущейся силой развития любой системы и, в частности, профессионального образования инвалидов являются противоречия. Выявление и научно обоснованное разрешение противоречий, свойственных системе, обеспечивают динамическое её развитие и эффективность.

Прежде всего необходимо учитывать ряд наиболее общих противоречий, общих для всей системы образования в России и в то же время весьма актуальных именно для развития образования инвалидов. Это противоречие:

— между динамичными потребностями общества и состоянием, возможностями системы образования (без разрешения данного противоречия образование не сможет выступать как опережающий фактор развития общества в целом);

— между авторитарными и демократическими тенденциями функционирования всей системы образования;

— между быстрой динамикой рынка труда, быстрым изменением перечня конкурентоспособных и востребованных на рынке труда профессий и замедленной реакцией на эти изменения учебных заведений профессионального образования;

— между все более высокими требованиями, предъявляемыми производством к социальной и личной компетентности работника и недостаточностью социальной составляющей профессиональной подготовки; для инвалидов, людей с ограниченными возможностями эта составляющая при профессиональном образовании особенно важна, ибо большинство из них находились в искусственной изоляции в период общего, а подчас и профессионального образования;

между сложившейся технологией обучения, ориентированной преимущественно на усвоение знаний, освоение умений и навыков, а не на развитие самостоятельности, проблемного мышления, творческой активности, вызванные потребностью общества и человека в развитии его интеллекта и личности;

— между уровнем профессиональной подготовки и реальными требованиями производства, что ведет к невостребованности знаний и умений;

— между стандартами образования и образовательными потребностями личности в плане развития ее социально-профессиональной мобильности и конкурентоспособности.

Но, кроме общих противоречий, характерных для всей системы профессионального образования, такое профессиональное образование инвалидов имеет и свои. По нашему мнению, это такие:

  1. Система профессионального образования инвалидов практически не действует как целостная, единая система, хотя есть учебные заведения различной ведомственной подчиненности, осуществляющие профессио­ нальную подготовку инвалидов, есть управляющие органы в лице министерств труда и социального развития, образования и культуры, региональных органов, есть научные и методические учреждения, т.е. все элементы системы в наличии. Но существуют ли взаимосвязи между ними на разных уровнях образования, между учреждениями различной ведомственной подчиненности? И в чем они выражаются? Отсутствует также единый подход к управлению и организации образования, к реабили­ тационной составляющей.
  2. Противоречия между открытостью сферы образования как таковой закрытостью (замкнутостью работы) специальных учебных заведений для профессионального образования инвалидов. Налицо игнорирование такого основоположного принципа, как необходимость осуществлять построение образовательной системы в качестве открытого феномена, способного к свободному обмену с внешними системами. Происходит «опрокидывание» системы вовнутрь себя.
  3. Между имеющейся нормативной базой и ее реализацией: не выделяются средства на ее реализацию в части адаптации и создания рабочих мест, на оборудование жилых помещений, создание удобной среды обитания и беспрепятственного доступа к зданиям социальной инфраструктуры.
  4. Между имеющейся нормативной базой и потребностями практики: не отражаются такие потребности практики, как сниженная наполняемость групп, увеличенная норма по площади на одного учащегося.
  5. Между стандартами профессионального образования и ограниченными возможностями обучающихся, между высокими требованиями стандартов к качеству профессионального образования и отсутствием в учебных заведениях условий для их выполнения — необходимы дополнительные (по сравнению с обучением здоровых учащихся) элементы — сниженной наполняемости групп, увеличенной нормы по площади на одного учащегося, специально оборудованных учебных местах и технических средствах обучения, реабилитационной составляющей процесса обучения...
  6. Между потребностями инвалидов всех регионов в профессиональной подготовке и неразветвленностью сети учреждений профессионального образования, принимающих инвалидов, а также ограниченностью предла­ гаемого этими учреждениями набора профилей подготовки.
  7. Между субъективной потребностью инвалида в образовании и субъективными помехами для его получения.
  8. Между позитивными тенденциями учебных заведений идти навстречу потребностям инвалидов и недостаточной поддержкой этих начинаний (прежде всего финансовой и нормативной) со стороны вышестоящих организаций.
  9. Между создаваемыми специальными условиями профессионального образования для инвалидов и необходимостью их последующей работы в условиях открытого рынка труда.
  10. Между спецификой процесса профессионального образования инвалидов, особенностями их учебно-познавательной деятельности и подготовкой (образованием) инженерно-педагогических работников и других специалистов учебных заведений, осуществляющих профессио­ нальную подготовку инвалидов.

Итак, современное состояние системы профессионального образования инвалидов можно охарактеризовать как переходное и неустойчивое. Состояние системы образования адекватно обусловливается состоянием общества и ее динамическое позитивное развитие осложняется противоречиями между стратегией устойчивого развития, с одной стороны, и во многом неадекватными средствами реформирования российского общества и образования (как общего, так и специального) — с другой.

Развитие системы профессионального образования инвалидов должно идти в направлении разработки механизма устойчивого развития, обеспечения ее согласно требованиям общества и разрешения имеющихся противоречий.

Система профессионального образования инвалидов должна быть выстроена, развиваться из действующей системы путем преодоления уже существующих противоречий. Это требует не простого совершенствования сложившейся системы, а ее радикальной перестройки. Главной задачей системы профессионального образования инвалидов должно быть развитие человека, его способностей эффективного взаимодействия с изменяющейся производственной, экономической и социальной средой.



Номер сторінки у виданні: 114

Повернутися до списку новин