АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ НАВЧАННЯ ТА ВИХОВАННЯ

ЛЮДЕЙ З ОСОБЛИВИМИ ПОТРЕБАМИ

Збірник наукових праць

Методика диагностики отношения к другому людей с инвалидностью





УДК 159.923.31(048)

О.И. КУПРЕЕВА,

кандидат психологічних наук, доцент

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Затронуты вопросы отношения личности к себе и к окружающим - "Я, Значимый, Другие"для диагностики самоотношения, эмоционально-ценностного отношения к другим людей с инвалидностью.

The questions of the personality's attitude to himself and to people around, such as: "Me, Important, Others", are touched for the diagnosis self-attitude, an emotional-estimating attitude to another invalids.

Любая хроническая соматическая болезнь, а тем более инвалидизирующий физический дефект, ограничивающий активную связь человека с социумом, изменяет систему отношений личности. Эти изменения касаются, в первую очередь, как эмоционально-ценностного отношения к себе, так и отношения к окружающим — потребности в общении и деятельности с другими, интереса к личности другого, эмоционального отношения к другому, оценочного отношения другого человека.

Три основных направления психологических отношений — к себе, другим людям, внешнему миру — тесно взаимосвязаны со всеми другими общественными отношениями. Мера сбалансированности направлений — на себя, других людей, внешний мир — может оптимизировать или разрушать все возможные связи и отношения человека. Данные направления психологических отношений, которым соответствуют три составляющие психической организации личности: эмоционально-коммуникативная, когнитивная и практическая, выражают основные ориентиры личности в мире. Изменения этих отношений оказывают огромное влияние на качество психологической и социальной адаптации человека с инвалидизирующим дефектом.

Личностные изменения (повышенная настороженность к любым диагностическим процедурам, тревога, слабость нервных процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, агрессивные проявления, наличие деструктивных психологических защит), вызванные наличием инвалидизирующего дефекта, делают весьма сложным и мало информативным использование массивных диагностических процедур в работе с людьми с инвалидизирующими физическими дефектами. Это относится к структурным особенностям используемых диагностических методик межличностных отношений, в частности опросникового типа. Они не предполагают возрастания мотивации к выполнению задания, не учитывают возрастных характеристик испытуемых, усложняют проведение обследования и определенным образом искажают его результаты. Еще одним весомым недостатком вербальных опросников межличностных отношений является их неспособность проникнуть за демонстрируемый фасад личности, миновать защитные механизмы самосознания.

В этой связи становится очевидной необходимость создания стандартизированной диагностической методики, которая объединяла бы в себе исследование взаимосвязи отношения к себе и отношения к другому человеку.

По нашему мнению, использование для диагностики отношения к другому проективной методики кажется наиболее уместной, в связи с учетом особенностей личности с соматическим физическим дефектом, указанных нами ранее, а также большого влияния феномена социальной желательности при исследовании самоотношения и отношения к другому вербальными методиками.

С учетом изложенного нами была разработана и адаптирована проективная методика "Я, Значимый, Другие".

Цель использования и теоретико-методологическая основа. Проективная методика "Я, Значимый, Другие" предназначена для диагностики самоотношения, эмоционально-ценностного отношения к другому человеку. Методика основывается на теоретических положениях концепции отношений личности В.Н. Мясищева: о системности и целостности личности как "ансамбля" отношений; о трех основных векторах психологических отношений (к себе, другим людям, внешнему миру), выражающих основные ориентиры личности в мире; об основных четырех видах отношения — потребность в другом, интерес к другому, эмоциональное отношение к другому, оценочное отношение другого человека; о двух уровнях существования межличностных отношений — реальном и желаемом.

Необходимый материал для проведения данной методики; лист белой бумаги (формат А 4), простой карандаш.

Процедура эксперимента Испытуемому дается инструкция, состоящая из двух частей. Инструкцию необходимо давать по частям, по мере выполнения задания испытуемым. Инструкция: "

  1. Перед вами карандаш и лист бумаги. Изобразите с помощью трех окружностей свое представление о себе, Значимых для Вас людях и Других, окружающих Вас людях, и свои представления о ваших отношениях с ними. Укажите, какой из кругов означает Ваше "Я", какой Значимых людей, и какой Других людей, подписав круги.
  2. У всех людей есть достоинства и недостатки, положительные качества и отрицательные. Подумайте и нанесите в этих кругах штриховку, которая будет означать негативные качества или недостатки. Незаштрихованн^я часть круга будет означать достоинства, положительные качества".

Экспериментатор не должен разъяснять, как могут быть расположены круги, какого они могут быть диаметра. На вопрос испытуемого о том, как нужно нарисовать круги, мы отвечали: "Как хотите. Это Ваши представления".

Обработка результатов. После выполнения испытуемым задания полученные данные подвергались количественному и качественному анализу.

Качественный анализ рисунков проводился по основным параметрам изображений, исходя из основных принципов толкования графических тестов.

Основные параметры изображений, по которым анализировались рисунки: величина окружностей интерпретирована как самоотношение, отношение к Значимым и Другим людям; физическая дистанция от круга "Я" до кругов "Значимые" и "Другие" — как психологическая дистанция между ними; расположение "Я" по отношению к "Значимым" и "Другому": круг "Я" рядом, соприкасается или пересекается с кругом "Значимые" или "Другие" — идентификация, включение или невключение себя в "Мы", образованное с конкретным другим; внутри круга "Я" расположены "Значимые" и "Другие" — эгоцентричность; круг "Я" расположен в круге "Значимых" или "Других" — зависимость от других; количество заштрихованной площади кругов может быть интерпретирована как самооценка, оценка других; качество штриховки и общие размеры рисунка интерпретировались как общий эмоциональный фон, уровень тревожности.

Для получения количественных данных по описанным нами параметрам мы производили следующие измерения: измеряли диаметр кругов "Я", "Значимый", "Другие"; измеряли линейное расстояние между кругом "Я" — "Значимый" и "Я" "Другие" в позиции, когда круг "Я" расположен на расстоянии от этих двух кругов; измеряли площадь заштрихованной части круга "Я", "Значимый", "Другой".

Полученные данные измерений по каждому испытуемому подвергались математической обработке с помощью компьютерной программы и выводились нормативные показатели для испытуемых.

Второй этап обработки данных включал в себя определение и анализ характерного типа межличностных отношений. Определение типа межличностного отношения основывается на расположении круга "Я" по отношению к кругам "Значимый" и "Другие". Расположение круга "Я", в различных сочетаниях с кругами "Значимые" и "Другие", образовывает семь типов взаимоотношений. Определив в каждом типе характерные особенности, мы дали им соответствующие содержательные обозначения.

Валидность методики. Конструктная валидность проверялась путем коррелирования параметров методики "Я, Значимый, Другие" с характеристиками самоотношения, методики исследования самоотношения.

Оценка валидности методом контрастных групп (эмпирическая валидность) была осуществлена на 120 здоровых испытуемых и 100 испытуемых с инвалидизирующими нарушениями опорно-двигательного аппарата различной этиологии.

Сопоставление полученных средних значений показало, что показатели по всем параметрам методики Б группе испытуемых с нарушениями опорно-двигательного аппарата значимо отличаются от показателей в группе здоровых испытуемых (табл. 1).

Таблица 1

Как видно из табл. 1, эмоционально-ценностное отношение к себе и к другим людям — к Значимым и социальному окружению — значимо связаны с инвалидизирующими нарушениями, что совпадает с результатами многих исследований. В связи с болезнью, физическим дефектом снижаются ценность собственного «Я», самооценка, общее положительное отношение к себе, резко возрастают потребность, важность в Значимом другом и происходит отдаление от окружающих Других.

Исследование средних значений по параметру "расстояние между кругами «Я» и «Другие»" показало не очень большие различия с показателями в группе здоровых испытуемых. На наш взгляд, это свидетельствует о стремлении людей с физическими дефектами быть активными членами общества и быть востребованными обществом.

Испытуемые с физическим дефектом гораздо чаще оценивают себя, свои способности и качества неадекватно низко. При этом в личности значимых людей отмечают больше достоинств, положительных качеств. По этому показателю они не очень отличаются от здоровых испытуемых. Тогда как оценка качеств окружающих Других людей неадекватно занижена (см. табл. 1).

Анализ типов межличностных отношений показал, что в группе людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата преобладают парный и зависимый типы отношений (табл. 2).

Таблица 2

Физическая несостоятельность, неуверенность в себе лежат в основе увеличения именно этих типов отношений (см. табл. 2) в данной группе испытуемых по сравнению с группой здоровых людей. Зависимый тип отношений в данном случае свидетельствует как о физической, так и о психологической зависимости от других, в основном Значимых людей.

Обращает на себя внимание, что наиболее гармоничный тип отношений — тип взаимодействия — характерен лишь для 6,9% испытуемых в группе инвалидов. Это свидетельствует о нарушенных межличностных взаимодействиях людей с физическими недостатками, ориентации отношений в основном на ближайшее окружение.

Эгоцентрический тип отношений значительно преобладает в группе инвалидов по сравнению с группой здоровых испытуемых.

Повышение эгоцентрической фиксации на себе — характерная черта, появляющаяся в связи с хроническими соматическими заболеваниями, инвалидизирующим дефектом и приводит к неадекватным стилям общения. Обострение эгоцентрических тенденций, по сути, свидетельствует об «уходе в болезнь». Эти данные согласуются с данными авторов [1] о нарушениях общения при наличии соматических патологий.

Выводы. Инвалидизирующий физический дефект в значительной степени влияет на межличностные отношения, а именно на конструктивное, гармоничное общение как со Значимыми людьми, так и с социальным окружением.

Проективная методика «Я, Значимый, Другие» является адекватным диагностическим средством для исследования отношения к Другому, поскольку:

ее концепция базируется на теоретико-методологической основе концепции отношений;

показатели обладают эмпирической и конструктной валидностью; материал методики информативен, валиден, достоверен. Компактность

методики и ее проективная направленность позволяют использовать ее в работе с испытуемыми с различными заболеваниями и физическими дефектами, в различных возрастных группах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. — М.: SVR-Apryc, 1995.— 352 с.

 



Номер сторінки у виданні: 302

Повернутися до списку новин