АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ НАВЧАННЯ ТА ВИХОВАННЯ

ЛЮДЕЙ З ОСОБЛИВИМИ ПОТРЕБАМИ

Збірник наукових праць

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограничениями по слуху в системе профессионального образования





УДК 376.3

ББК 74.3

Г.С.  ПТУШКИН,

кандидат технических наук, доцент

Т.Н.    ДЕГТЯРЕВА

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ

С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ПО СЛУХУ В СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

О комплексном сопровождении инвалидов говорят и пишут достаточно.

И не случайно, ибо за последние десять лет в нашем социуме произошли благоприятные сдвиги в решении этой проблемы. Это отразилось в принятых за эти годы нормативно-правовых документах, среди которых следует отметить, прежде всего — федеральные законы "О социальной защите инвалидов", "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка".

В период трансформации социально-экономических отношений, несмотря на сложившиеся тяжелые последствия этих изменений, в России развивается система социально-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Повсеместно создаются службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Обоснована концепция сопровождения ребенка в образовательном процессе, апробированы и определены методики и технологии сопровождения (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицина, Л.К. Сидорова, А.В. Ульянова, Л.М. Шипицина, Л.П Жуйкова), однако в основном все эти разработки относятся к детскому возрастному периоду и школьному обучению инвалидов. Что касается системы социально-психологической поддержки профессионального образования инвалидов, то эта проблема остается актуальной и на сегодняшний день. Два года (2001—2002) группа сотрудников выполняет научно-исследовательскую работу о научно-методических программах обеспечения профессиональным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья, заказчиком которой является Министерство образования РФ. Работая над этим проектом, мы пришли к выводу, что качество подготовки студентов с ограничениями здоровья, а значит, и дальнейшая их конкурентоспособность на рынке труда, невозможны без системы психолого-педагогического сопровождения. Закончив исследования по вопросу "Как в вузах Новосибирска осуществляется психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов", мы с грустью констатируем, что из 21 исследованного учебного заведения лишь только в двух (Новосибирский государственный университет, Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета) существует система поддержки и сопровождения. В остальных это происходит в форме одноразовых мероприятий. Более того, отсутствует четкое определение и происходит путаница понятий "сопровождение" и "поддержка". Из существующих понятий мы в своей деятельности руководствуемся определениями понятий, предложенными Л.И. Шипициной и ее коллегами. Почему нас устраивают именно они? Потому что в основе понятия "сопровождение" лежит системно-ориентированный подход, который позволяет сделать приоритетным внутренний потенциал развития личности. Таким образом, сопровождение - метод, который обеспечивает создание условий для принятия личностью оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Следовательно, сопровождение — это комплексный метод, опирающийся на неразрывное действие четырех функций:

— диагностику.

— информацию.

— консультацию.

— помощь.

Следует отметить, что процесс сопровождения состоит из взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленного на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого. Причем в теории сопровождения развития ребенка нельзя забывать, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает не только сам ребенок, но и окружающая его среда (родители, педагоги, друзья и т.д.).

Анализируя сущность понятия "сопровождение", нужно остановиться на близких понятиях,— таких, как "помощь", "поддержка". Если в термине "сопровождение" подчеркивается самостоятельность субъекта в принятии решения, но необходимо создать условия, то определение "поддержка" означает нечто другое. Прежде всего необходимо отметить, что в современной педагогике теория "педагогической поддержки" выделяется как третий самостоятельный компонент совместно с "обучением" и "воспитанием" в педагогическом процессе (О.С. Гозман).

По мнению О.С. Гозмана, дифференциация социального и индивидуаль­ ного в развитии личности ведет к необходимости вычленения в педагогическом процессе педагогической поддержки (помощи в саморазвитии). И если предметом сопровождения становится процесс создания условий, то предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем для достижения желаемых результатов в обучении, общении, самовоспитании, образе жизни. Тогда ключевым словом теории педагогического сопровождения будет "создание условий", ключевым же словом педагогической поддержки (помощи) — "проблема ребенка". Очевидно, что теория педагогической поддержки и теория сопровождения настолько близки и неразрывны, что, возможно, в перспективе обе эти теории, по мнению специалистов, сольются в одну (Л.И. Шипицына, Е.И. Казакова).

Если применить эту теорию к условиям специального государственного образовательного учреждения, реализующего программы постшкольного обучения инвалидов, то можно составить следующую схему "Педагогического сопровождения в реабилитационно-образовательном процессе" (РОП):

Рассмотрим организацию в вузе системы комплексного сопровождения развития обучающихся, на примере Института социальной реабилитации НГТУ. Теория сурдопедагогики утверждает, что к 17-18 годам молодые люди, имеющие ограничения по слуху, в результате коррекционного воздействия в школе к этому возрасту преодолевают все вторичные дефекты и сравниваются в своем развитии со слышащими сверстниками (Т.В. Розанова). Но практика показывает совсем другое. Наши абитуриенты отстают от здоровых сверстников в знаниях, умениях, навыках, жизненном опыте. Большинство абитуриентов слабо владеют речью (письменной и устной), у них недостаточно развиты познавательные процессы, а именно слабоструктурированное модельное мышление, заниженный исходный интеллектуальный потенциал, низкий информационный запас, недостаточное умение выделять причинно-следственные связи, осуществлять логические операции синтеза, анализа, сравнения. Кроме того, наблюдается слабое выстраивание целей, преобладание образного мышления над формально-логическим, зрительной памяти над логической. Помимо этого следует учитывать особенности психологического плана — низкий социальный интеллект, иждивенческие настроения, тревожность, сложная адаптация к новым образовательным условиям, новому коллективу.

Поэтому, чтобы подготовить качественного специалиста, способного конкурировать со здоровыми на рынке труда, необходима система комплексного сопровождения развития студентов. Содержанием такой программы в нашем институте являются компоненты комплексной реабилитации, и, это следует подчеркнуть, в учебном заведении она будет иметь свои особенности. Для преодоления проблем молодых людей в постшкольном обучении и жизни нами разработана и создана комплексная реабилитационно-образовательная система (КРОС), основным элементом которой является подсистема внутренней комплексной реабилитации, реализующая основные свои компоненты— профессиональную, медицинскую, социальную, психологическую. Учитывая особенности контингента студентов нашего учебного заведения, мы пришли к выводу, что теория комплексной реабилитации с ее составляющими на практике приобретает несколько иные компоненты: профессиональную, слухоречевую + медицинскую, психологи­ ческую и социокультурную. Для реализации этих компонентов в учебном процессе сотрудники Института разработали и внедрили программу комплексного сопровождения развития студентов, как методической основы комплексной реабилитационно-образовательной системы (КРОС).

Для эффективной работы системы комплексного сопровождения студентов созданы такие специализированные службы:

Научно-методический центр, включающий четыре лаборатории: реабилитационных методик и технологий; социальной и профессиональной реабилитации; сурдопереводчиков; образовательных и информационных технологий. Главная цель НМЦ — разработка стратегии и тактики системы комплексного сопровождения, а также координация всех подразделений, задействованных в РОПе.

Оздоровительно-реабилитационный центр, оказывающий студентам индивидуальную медицинскую поддержку, ориентированную на имеющиеся нарушения и ограничения здоровья. В связи с этим специалисты определяют медицинские показания и противопоказания к учебному режиму, дают оценку профессиональных возможностей студентов в соответствии с их здоровьем, проводят восстановительное, укрепляющее лечение, диспансерное наблюдение, разрабатывают индивидуальную программу медицинской реабилитации.

Отдел социокультурной реабилитации. Структура этого отдела включает работу трех служб: социализации и реабилитации личности, социально воспитательного отдела; студенческого клуба. Целевое назначение деятельности этих служб направлено на формирование активной социально-ориентированной личности, способной к самореализации. Отдел выполняет психодиагнос-тическую, консультативную, психокоррекционную, научно-методическую работу.

Работаем мы по единой комплексной программе, что и определяет сущность сопровождения, т.е. диагностику, информацию, консультацию, методики поддержки и коррекции.

Диагностику подразделяют на четыре вида: медицинскую, слухоречевую, психолого-педагогическую и социальную. Известно, что диагностика — неотъемлемая составляющая метода сопровождения, и от качества ее развития во многом будет зависеть успешность деятельности всей системы. Остановимся более подробно на содержании этого компонента.

Были проанализированы, проработаны, адаптированы к возрастным особенностям наших студентов диагностики и методики их проведения из опыта отечественных и зарубежных специалистов. Диагностика студентов осуществлялась на нескольких этапах их развития: при поступлении в институт, после I курса и на IV-V курсах. Мы можем рекомендовать следующие диагностики и методики их проведения учебными заведениями, работающими с молодыми людьми, имеющими ограничения по слуху.

Медицинская. Диагностика слуха (Аудиометрическое исследование слуховой функции: тональная пороговая аудиометрия. Тимпанометрия (периферическое обследование). Вербальная аудиометрия. Импеданс-аудиометрия. Медицинский осмотр. Время и причины потери слуха. Патологические изменения голоса. Состояние речевого дыхания. Дефекты губ и неба, языка, челюстей и зубов. Исследование слуха голосом. Исследование слуховой функции. Подбор рабочего режима слухового аппарата. Компьютерный подбор индивидуального слухового аппарата). Диагностика речи (Исследование анатомо-физиологических особенностей органов речи. Речевая аутометрия. Восприятие речи в условиях маскирующего шума, процент восприятия речевого материала. Состояние речевого аппарата. Медицинский осмотр. Слухопротезирование).

Слухоречевая. Диагностика слуха (Методика непрерывного отслеживания речи. Тестирование. Исследование устной речи. Звукопроизношение. Иссле­ дование устной речи. Разборчивость речи. Методика Э.И. Леонгард. Исследование навыка чтения с лица. Методика Э.В Мироновой). Диагностика речи (Исследование речевого слуха. Исследование общего речевого развития. Методика тестового дополнения. Речевая аутометрия. Восприятие речи в условиях маскирующего шума, процент восприятия речевого материала. Тестирование владения устной и письменной речью. Анкетирование. Владение жестовой речью).

Психолого-педагогическая, Методики профдиагностики: карта интересов, тест Голланда по определению типа личности, ОПГ (опросник профессио­ нальной готовности), ОПП (опросник профессиональных предпочтений), ДТО "Я предпочту". Методики для исследования мышления и мыслительных операций: понимание рассказов, классификация, исключение, образование аналогий, отыскание закономерностей, определение и сравнение понятий, понимание переносного смысла пословиц и метафор, противоположности, тест "Логические закономерности", тест "Личностные умозаключения". Методики исследования интеллектуальных способностей: прогрессивные матрицы Равена, свободно культурный тест Р. Кеттелла, методики Д. Векслера (взрослый вариант), тест Амтхауэра на структуру интеллекта, тест Е. Торренса на креативность. Методика для исследования личностных особенностей: личностные опросники Айзека, Кеттелла, Шмишека, Личко, опросник САН, исследование самооценки (по методике С. Рубинштейн), шкалы оценки тревожности Спилбергера, проективные методики.

Социокультурная. Социальный интеллект и определение уровня социализированности: методика Дж. Гилфорда и М. Салливена, опросник ценностей, социально-психологический опросники, "Автопортрет", анкетно-опросная сеть для студентов ИСР, тесты специальных способностей.

Таким образом, чтобы успешно решить проблему подготовки конкуренто­ способных специалистов, имеющих физические ограничения, необходимо комплексно подходить к организации различных моделей сопровождения, включать их в образовательное пространство вуза. В противном случае трудно рассчитывать на качество обучения инвалидов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Птушкин Г. С. Организация профессионального обучения студентов-инвалидов в ИСР НТТУ// Междунар. науч.-практ. конф "Высшее образование инвалидов" , 20-22 июня 2000. - СПб., 2000.
  2. Розанова Т. В., Тигранова Л.И., Яшкова Н.В. Развитие мышления у детей с недостатком слуха. — М., 1983.
  3. Дегтярева Т.Н., Птушкин Г.С. О необходимости профессиональной и психологи­ ческой адаптации преподавателя в процессе обучения глухих и слабослышащих сту­ дентов // Материалы IV Междунар. науч.-метод, конф. „Качество образования: достижения, проблемы" (НГТУ, 17-20 апреля 2001 г.). — Новосибирск, 2001.
  4. Птушкин Г.С., Дегтярева Т.Н. Социальная работа и комплексная реабилитация. Философия единства деятельности // Материалы междунар. науч.-практ. конф. „Теория и практика социальной работы на рубеже веков" (Новосибирск, 14-16 февраля 2001 г.). — Новосибирск, 2001.
  5. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике //Материалы научн.-практ. конф. „Психолого-педагогическое медико-соци-альное сопровождение развития ребенка", (СПбГУПМ, 1-3 апреля 1998 г.).— СПб., 1998.
  6. Шипицына Л.М., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. — СПб., 2000.

 



Номер сторінки у виданні: 343

Повернутися до списку новин