АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ НАВЧАННЯ ТА ВИХОВАННЯ

ЛЮДЕЙ З ОСОБЛИВИМИ ПОТРЕБАМИ

Збірник наукових праць

Теория информационного метаболизма психики в исследовании и разработке методологии творческого развития людей с особыми потребностями





УДК 378.147

 

В.Д. ЕРМАК, О.Т. РЫБАЛКО

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА ПСИХИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ И РАЗРАБОТКЕ МЕТОДОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛЮДЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Рассмотренные вопросы применения теории информационного метаболизма психики в исследованиях и разработке методологии творческого развития людей с особыми потребностями.

The  questions are  viewed in  using the  theory of informational mentality in the exploration and elaborating the methodology of the creative development of people with special needs.

Проблема адаптации людей с особыми потребностями, в частности с физическими ограничениями, в современном мире крайне актуальна. Особенно остро стоит вопрос о функциональной (профессиональной) ориентации. Не подлежит сомнению, что полнота жизни и состояние счастья в значительной мере определяются тем, в какой степени человек реализует себя в деятельности [2]. Как и какой вид деятельности избрать человеку с определёнными физическими ограничениями, чтобы взаимодействие с окружающим миром в процессе деятельности органично соответствовало его, от природы заданным психическим возможностям и способностям? Предложенный нами подход к проблеме основан на использовании в исследовании и разработке методологии творческого развития людей с особыми потребностями "инструментария" теории информационного метаболизма психики [1].

Реальный человек в реальном мире — сложнейший по структуре и связям с окружающим миром объект. Исследование с позиций системного подхода человека как явления социального, как личности, взаимодействующей с другими людьми и с окружающим миром, с необходимостью приводит к психике как определяющему компоненту личности и далее - к анализу информационных воздействий на психику человека и соответствующих реакций на воздействия в системе "человек — окружающий мир" [4].

Информационный поток взаимодействия человека с миром далеко не однороден. Исследования показывают, что структура информационных потоков в восприятии и реакции на воздействие состоит из восьми информационных составляющих, которые в теории информационного метаболизма психики называются аспектами [3]. В норме восприятие информационного потока здоровым человеком не вызывает затруднений и побочных эффектов при формировании реакции. Наличие же особых потребностей ограничивает возможность нормального реагирования и сопровождается осложняющими функционирование факторами.

Особые потребности у таких людей могут быть связаны как с психическими, так и с физическими ограничениями. Рассмотрим те особенности восприятия информационного потока, поступающего к человеку из окружающего мира, которые связаны с физическими ограничениями* (см. таблицу).

Буквенные обозначения аспектов введены В,В. Гуленко.

  • Искажения, осязанные с психическими ограничениями, в данной статье не рассматриваются.

Поскольку структура, функционирование и наполнение психики — информационные процессы, теория информационного метаболизма рассматривает личность как носителя определенного типа психики — типа информационного метаболизма (ТИМ) психики. Ценностные ориентиры ТИМ психики, а также особенности взаимодействия друг с другом и с окружающим миром определяются системной структурой психики, ее информационным наполнением и характером обработки информации психическими функциями. Каждому типу информационного метаболизма психики отвечает своя модель, которая отображает структуру и механизм функционирования того или иного типа психики.

Системные принципы взаимодействия объекта с окружающим миром [4] определяют общую функциональную структуру модели объекта (рис. 1). В теории систем такие структуры носят название "модуль управления и исполнения".

Общая функциональная структура модели обьекта

Принцип информационного метаболизма психики позволяет использовать этот "модуль управления и исполнения" для построения информационной модели психики, которая отображает главное — взаимодействие психики с окружающим миром* (рис. 2). В каждом из блоков одна функция исходная, а другая — результирующая (исполнительная).

  • Подробнее построение и системное обоснование структуры модели см. в [3].

Если определить психику как виртуальный макропроцессор, то элементы структуры модели, соответствующие психическим функциям (см. рис. 2 — "интеллект", "творчество", "индивидуальные нормы" и др.), — это связанные между собой системными связями своеобразные виртуальные микропроцессоры, каждый из которых имеет свою "операционную систему", которая характеризуется размерностью* и знаком элемента в структуре модели [3]. Эти микропроцессоры в теории информационного метаболизма моделируют психические функции. Таким образом, психическая функция — это элемент психики, который способен разбираться и творить ("рабочая программа" микропроцессора) в одном из аспектов информационного потока (см. буквенные обозначения аспектов).

Рассмотрим функционирование модели одного из ТИМ психики, а именно логико-интуитивного интроверта (ЛИИ), в связи с наличием у некоторого человека этого ТИМ психики физических ограничений. Исполнительный блок 2 у данного типа функционирует так: {—Ц —• +12} — глобальный анализ взаимосвязей и соотношений предметов и явлений на основе системного подхода {—L} творчески реализует в гипотезах и конструктивных идеях о конкретной их сути, позитивных возможностях и/или способностях {+1}. Даже в условиях физических ограничений представитель данного ТИМ психики находит свое место в структуре общества с помощью доступных ему возможностей; прекрасно осознает ограниченность своих возможностей, но это является не самым травмирующим фактором. Но человек этого ТИМ психики с физическими ограничениями сможет хорошо реализоваться в рамках своего исполнительного блока 2 только при условии включения и поддержки по аспектам управляющего блока 1 — {+Е5—• — S6}. Наиболее травмирующим фактором для ЛИИ будет осознание плохого, несоответ-ствующего неким социальным нормам, отношения к себе и затруднения в отстаивании своих интересов, защите себя {—R3—• +F4 }.

Анализ моделей других ТИМ психики с учётом особенностей восприятия информационных аспектов людьми с физическими ограничениями (см. таблицу) позволяет выявить травмирующие факторы, а также пути наиболее эффективной творческой реализации человека. Для творческого развития человека важным является наполнение информацией психических функций всех блоков и особенно исполнительного блока 2. Анализ моделей ТИМ психики показывает, что людям с физическими ограничениями особенно необходима поддержка по аспектам их управляющих блоков, поскольку управляющие блоки включают исполнительные. На основании такого анализа можно разработать методики творческого развития людей с особенными потребностями каждого ТИМ психики.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Аугустинавичюте А. Соционика. Введение / Сост. Л.Филиппов. — М.: ООО Фирма "Издательство ACT"; Спб.: Terra Fantastica, 1998.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Просвещение, 1984.
  3. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Соционика для руководителя: Кн. 2. Основы соци-оанализа: Метод, реком. — 2-е изд. — К.: МЗУУП, 1993.
  4. Ермак В.Д. Структура и функционирование психики человека с системной точки зрения // Соционика, ментология и психология личности, МИС. — 1996. — № 3. —С 72-79.
  5. Ермак В.Д. Взаимодействие психики человека с окружающим миром. Аспектная структура информационного потока // Соционика, ментология и психология лич­ ности, МИС. - 1997. - № 5. - С. 22-32.

 

*А.В. Букалов.  Структура и размерность функций информационного метаболизма Соционика, ментология и психология личности, МИС. — 1995. — № 2.

 

 



Номер сторінки у виданні: 354

Повернутися до списку новин