АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ НАВЧАННЯ ТА ВИХОВАННЯ

ЛЮДЕЙ З ОСОБЛИВИМИ ПОТРЕБАМИ

Збірник наукових праць

Реабилитация лиц с ограниченными физическими возможностями: историко-психолого-педагогический аспект





УДК 159.9

ББК 88я43

Н.А.ЕВДОКИМОВА

РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ИСТОРИКО - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается историко-психолого-педагогический аспект реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями. Осуществляется попытка анализа образовательной деятельности как фактора своеобразной духовной реабилитации молодежи. Описывается процесс формирования и становления лиц с ограниченными физическими возможностями как творческой личности. Также делается акцент на реализации связи проблемы развития творчества студентов с педагогическими технологиями.

In article historical psychological pedagogical aspect of rehabilitation of persons with the limited physical opportunities is considered. Attempt of the analysis of educational activity as factor of original spiritual rehabilitation of youth is carried out. Process of formation and becoming of persons with the limited physical opportunities as creative person is described. Also accent is made on realization of connection of a problem of development of creativity of students with pedagogical technologies.

"В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создания для них нормальных условий жизни. Согласно статистике, в среднем 10 % жителей нашей планеты (более 500 млн. чел.) имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности, один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25 % всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех имеет в своем составе инвалида'"' [6, с. 3]. Исходя из этого в последние годы отмечается возрастание интереса к проблеме получения высшего образования инвалидами разных категорий.

Отечественный и зарубежный практический опыт доказывает, что инвалиды могут обучаться в обычных учебных заведениях на общих основаниях, а после их завершения работать по избранной специальности, если удастся обеспечить внедрение в интеллектуальную деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями новейших педагогических технологий и методик социально-психологической адаптации к условиям высшей школы и рынка труда. Совместное обучение инвалидов и здоровых людей позволяет избежать впоследствии психологических травм и дает инвалидам больше шансов найти свое место в обществе, более полно реализовать себя.

Анализ последних исследований и публикаций. В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 10 сентября 2001 года впервые изложена история реабилитации в России с целью привлечь внимание общественности к проблемам инвалидов, рассмотрены их права и возможности.

В статье Д.С. Хлопина [9] дан анализ системы получения образования инвалидами в СССР, отношения общества к людям с ограниченными возможностями, предложены пути внедрения идеи получения образования инвалидами совместно со здоровыми людьми. Опыт по воплощению идеи образования инвалидов совместно со здоровыми людьми в Украине изложен в статье академика П.М. Таланчука [8].

В учебном пособии Н.В. Басовой [1] описываются варианты использования педагогических технологий в развитии творчества студентов. Психологические аспекты использования новейших педагогических технологий раскрыть в статье Л.А. Дзюбы [2].

Необходимые условия повышения конкурентоспособности людей с ограниченным зрением на рынке высококвалифицированного труда изложены в статье О.В. Новожиловой [7]. Особое внимание адаптации инвалидов к жизни как главной проблеме общества уделяет О.В. Ищенко [4], подчеркивая безусловную значимость своевременной и полноценной реинтеграции данной категории людей.

И хотя в этих статьях подняты весьма важные проблемы, они не дают целостного представления о реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями. Вопросы творческой реабилитации студентов, ее психоло­ гические аспекты не рассматривались.

Цели статьи. Прежде всего привлечь внимание общественности к проблемам реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями; рассмотреть возможности практической реализации инвалидами права на образование, решения задачи творческой реабилитации студентов, а также разработать комплекс учебно-воспитательных мероприятий, благодаря которым у детей достигается положительная динамика общего эмоционального настроя; показать связь проблемы развития творчества студентов с педагогическими технологиями.

21 августа 1991 года был разработан и принят Закон "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" [3], адаптированный к новым реалиям времени. В этом Законе впервые в отечественном законодательстве приоритетом социальной политики государства в отношении инвалидов становится реабилитация, т. е. система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение и возможно более полную компенсацию граничений жизнедеятельности, вызванных нарушениями здоровья со стойким расстройством функций организма.

Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости и его социальная адаптация.

Статьи этого Закона касаются вопросов признания личностью инвалида, индивидуальной программы реабилитации и образовательных аспектов инвалидов, дают им возможность полноценного способа жизни в соответствии с индивидуальными способностями и интересами. При обучении, профессиональной подготовке или переподготовке инвалидов рядом с общими допускается использование альтернативных форм обучения [3].

Реабилитация должна восприниматься не только как борьба против болезни, но и за человека и его место в обществе. Поэтому конечными результатами могут быть не только медико-физиологические показатели, но и показатели социальные, т.е. социально-ролевая функция реабилити­ рованного адекватно его потенциальным возможностям [4, с. 213].

Для практической реализации инвалидами права на образование в Украине созданы образовательные учреждения разного уровня, что позволяет реализовывать общее обучение здоровых и инвалидов.

Одно из таких учреждений — Открытый международный университет развития человека "Украина". Обучаясь в Университете, молодежь с физическими и сенсорными недостатками имеет возможность не только получить образование и профессию, но и избавиться от чувства одиночества, неполноценности. Общаясь со своими сверстниками, она получает шанс занять достойное место в обществе наравне со всеми. "Совместное обучение инвалидов и здоровых людей позволяет избежать впоследствии психологических травм и дает инвалидам больше шансов найти свое место в обществе, более полно реали­ зовать себя" [9, с. 57]. Цель этого учебного заведения — разработать методику и создать центр, в котором лица с ограниченными физическими возможностями получили бы творческий толчок к развитию личности, способствующий развитию и формированию психологически и профессионально самодостаточной и уверенной в себе личности, пользуясь средствами образования, основывающимися на новейших технологиях, активных и активизирующих методах обучения, способных стимулировать динамическое саморазвитие человека [8, с. 6]. Коллектив университета, в том числе Николаевского филиала, рассматривает свою деятельность как фактор своеобразной духовной реабилитации молодежи, прикладывает усилия для решения задачи творческой реабилитации студентов, формирования и становления лиц с ограниченными физическими возможностями как творческой личности.

Путь к этой цели лежит через:

— постижение механизма творческого процесса;

— преодоление одиночества;

— ощущение равенства с окружающим миром;

— воспитание социального оптимизма в масштабах всей будущей жизни.

По нашим наблюдениям, любой ребенок с инвалидностью, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром своих сверстников и жизненного опыта, замененного специфическим способом существования в условиях болезни, оставаясь наедине с самим собой, начинает испытывать чувство одиночества, ощущение своей неполноценности, следствием чего возникает подавленность, депрессия или агрессивность.

Время такого ребенка не структурировано, он не знает, каким образом занять свое свободное время, реализовать свои возможности, о которых, впрочем, он и сам не подозревает, а его физические возможности ограничены, в то время как для развития интеллекта имеются неограниченные возможности.

Группа психологов Николаевского филиала провела ярмарку профориента-ционных услуг для детей-инвалидов. Целью этой работы было выявление уровня жизненного и профессионального самоопределения, соотнесение физических и личностных возможностей с требованиями профессий. В ходе ярмарки дана разнообразная профессиональная информация, проведено консультирование с целью выбора сферы деятельности.

Эффективны выступления преподавателей и студентов-старшекурсников на радио по таким темам: "Старт в профессию", "Планирование карьеры", "Азбука трудоустройства", "Уроки делового общения", которые нацеливают ребят на обязательное получение базового профессионального образования (после окончания школы) и необходимость собственных активных действий на рынке труда (после завершения учебы в профессиональном учебном заведении).

С детьми-инвалидами, учащимися выпускных классов школ города, проведены занятия клуба "Окно души". Цели таких занятий — планирование профессионального будущего, формирование представлений о своем жизненном предназначении, осознание своих личностных возможностей и соотнесения их с требованиями профессии. В клубных формах работы приняли участие 200 учащихся и студентов.

Таким образом, благодаря комплексу учебно-воспитательных мероприятий, у детей достигается положительная динамика общего эмоционального настроя

— от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопони­ мания между детьми и между детьми и родителями.

Особую важность приобретает реализация творческих возможностей физически ограниченных людей. "Такие возможности позволят инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, повысят их интеллектуальный и жизненный уровень, благоприятно скажутся на развитии общественной культуры в целом" [5, с. 86].

Проблема развития творчества студентов, естественно, тесно связана с педагогическими технологиями. Новейшие педагогические технологии отражают особенности современной системы профессиональной подготовки; необходимость практической ориентации всей системы подготовки специалистов, которые должны иметь не только знания, но и умения и навыки; индивидуальные преимущества, самостоятельность выбора форм занятий, многовариантность, альтернативность, многоаспектность; перспективность на основе учета тенденций развития общества, социального прогнозирования; развитие у студентов методологического мышления, способности к здоровому риску, развитие воображения и всего комплекса творческих способностей; повышение роли студента в учебном процессе, перемещение центра учебного процесса от преподавателя к студенту. Именно поэтому к новейшим могут быть отнесены только те технологии, которые направлены на организацию самостоятельной познавательной поисковой деятельности студента на основе развития навыков самонаблюдения, самопознания, рефлексии, самообразования, т.е. в наличии сознательный отказ от ретрансляции знаний, ориентации на систему знаний как основы образовательной идеологии [2, с. 54-55]. В связи с этим первостепенное значение приобретает проблемное обучение с общедидакти­ ческими методами: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский, а также деловые игры и проектное обучение, которое гарантирует студенту большую собственную активность, самоопределение и проблемность обучения. Преподаватели подбирают задания с учетом развития творчества студентов: рефераты, доклады для конференции, частичный или полный поиск чего-либо, решение нестандартных задач и т.п.; проводят практические занятия и семинары в форме беседы, "круглого стола", микроконференции, демонстрации обсуждения конкретных результатов исследовательской работы; стимулируют студентов к участию в научной работе кафедры, в научных конференциях, олимпиадах, конкурсах. Только качественно и грамотно подготовленные профессионалы могут рассчитывать на успех на рынке высококвалифицированного труда [7, с. 226].

Выводы. Изложенное дает возможность сделать следующие выводы:

  1. В настоящее время остро ощущается необходимость в разработке модели получения интеллектуальной профессии инвалидами с последующим рациональным трудоустройством.
  2. Одной из важнейших задач является разработка системы профориента-ционной работы, цель которой — з формировании способности учащихся выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствую-щей личностным особенностям, функциональным возможностям и запросам рынка труда..
  3. Специализированное высшее образование следует рассматривать как фактор, обеспечивающий выход молодых людей с проблемами здоровья за пределы ограничений т.е. речь идет об:

— адаптации к социальной среде и учебно-творческой работе:

— оптимизации условий для формирования профессиональных качеств;

— ситуации равенства в условиях взаимодействия студенческой среды;

— реабилитации как основой задаче обучения и профессиональной подготовки;

гармонизация интегрированного входа в общество.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении очевидны. Проблема состоит в поиске оптимальной модели специальной медико-психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными физическими возможностями, поскольку до настоящего времени нучных разработок в этом направлении не осуществлено.

ЛІТЕРАТУРА

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  2. Дзюба Л.А. До питання про новітні педагогічні технології/Зб. наук, праць Інституту психології ім. Г.С. Костюка АПН України "Проблеми загальної та педагогічної пси­ хології". -Т.4; 4.7. - К., 2002.
  3. Закон Украины "Про основи соціальной захищеності інвалідів в Україні". 21 марта 1991 г. № 875-ХІІ. - К., 1991.
  4. Іщенко О.В. Значення психологічної, фізичної та соціальної реабілітації неповнос-правних з ушкодженням опорно-рухового апарату//3б, наук, праць Національного педагогічного університету ім, М.П. Драгоманова "Психологія". Вип. 18. — а., 2002.
  5. Картавцев С.А. Современное состояние информационного обеспечения незрячих в Украине//3б. наук. доп. і ст. / Укл. Л.В. Коваленко. — К.: Вища шк., 2002.
  6. Миронов О.О. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Росий-ской Федерации 10 сентября 2001 года "Права и возможности инвалидов в Рос-сийской Федерации". — М., 2001.
  7. Новожилова О.В. Необходимые условия повышения конкурентоспособности людей с ограниченным зрением на рынке высококвалифицированного труда//3б. наук, доп. і ст. / Укл. Л.В. Коваленко. — К.: Вища шк., 2002.
  8. Таланчук П.М. Доступність вищої освіти — висока місія університету "Україна"// Збірник наук. доп. і ст. / Укл. Л.В. Коваленко. — К.: Вища шк., 2002.
  9. Хлопин Д.С. Получение образования как социальная реабилитация инвалидов и развитие общества//Зб. наук. доп. і ст. / Укл. Л.В. Коваленко. — К.: Вища шк., 2002.


Номер сторінки у виданні: 461

Повернутися до списку новин