АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ НАВЧАННЯ ТА ВИХОВАННЯ

ЛЮДЕЙ З ОСОБЛИВИМИ ПОТРЕБАМИ

Збірник наукових праць

Адаптация студентов с ограниченными возможностями к учебной работе в вузе





УДК 376:37

Кравцова А. В.,

 ассистент

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ К УЧЕБНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ

У статті розглядаються питання адаптації студентів з обмеже ними можливостями до навчальної роботи у ВНЗ. Для успішної адап тації пропонуються застосування в роботі зі студентами технологій педагогічної підтримки та соціального самовизначення.

В статье рассматриваются вопросы адаптации студентов с ограниченными возможностями к учебной работе в вузе. Для успешной адаптации автор предлагает использование в работе со студентами технологий педагогической поддержки и социального самоопределения.

The article is devoted to the consideration of questions of disabled students’ adaptation to the study activity at higher educational institution. The author suggests one should implement technologies of pedagogical support and social self-realization which will contribute to successful adaptation of the given category of students.

Постановка проблемы. Обострение проблемы здоровья людей в мире обусловило возросшее число людей с ограниченными возможностями. С каждым годом людей с ограниченными возможностями становится больше, и всё больше ограничений они ощущают со стороны здорового общества, что затрудняет процессы социализации и адаптации таких людей в социальной среде. Одним из путей решения проблемы социализации людей с ограниченными возможностями современная наука видит в получении ими высшего образования и осуществлении профессиональной подготовки.

В связи с постоянно пополняющимся контингентом студентов с ограниченными возможностями здоровья в отечественных вузах, перед педагогами возникает ряд новых проблем, касающихся их обучения.

Специфика такой работы будет обусловлена индивидуальными особенностями каждого студента, особенностями его заболевания и степенью ограниченности его функциональных возможностей с одной стороны и профессионалами, осуществляющими психологическую реабилитацию в процессе профессиональной подготовки таких студентов.

В процессе обучения в вузе студенты с ограниченными возможностями сталкиваются с такими трудностями как темп и особенности восприятия учебной информации по сравнению со здоровыми студентами; темп фиксирования (конспектирования) учебной информации, темп воспроизведения учебной информации на семинарских занятиях, возможности и темп работы на практических занятиях; особенностями контроля уровня знаний. Это всё затрудняет процесс адаптации будущих специалистов с ограниченными возможностями к учебной работе в вузе.

Таким образом, проблема обучения студентов с ограниченными возможностями заключается в несовершенстве условий для их успешной адаптации к специфике учебной деятельности высшего учебного заведения.

Цель статьи –   изложить особенности адаптации студентов с ограниченными возможностями к учебной работе в вузе.

Анализ источников по проблеме. Вопросы адаптации изучались философами, медиками, психологами, педагогами Б.Ананьевым, В. Шапар, В. Давыдовым, А. Запорожцем, Б.Ломовым. Ф. Березиным разработаны компоненты адаптации, аспекты адаптации человека в концепции стресса определены Г. Селье. Социальную адаптацию как процесс активного приспосабливания индивида к условиям социальной среды и формирования системы адекватных отношений рассматриваются О.Беспалько, А. Капская, Р. Вайнола. Вопросы адаптации к условиям среды с помощью адаптивной физической культуры раскрыты в трудах Д. Мосунова, Н.Лирник, Н.Майковой, В.Майкова,  В.  Самарского,  Т.Меньшуткина,  М.Непочатых, Ю.Михайловой,  С.Евсеевой.  Трудовая адаптация,  выступающая ведущим фактором социализации в трудовой сфере отмечена Н.   Лукашевич, И. Сингаевской, Е. Бондарчук. Уровни адаптации в медицинском аспекте выделены Б. Ткаченко, связь здоровья человека с его адаптационными возможностями  определена  в  работах  В.   Казначеева,   Р.   Баевского, Ю. Макаренко. Л. Выготский рассматривал адаптацию как конечную цель всякого обучения (воспитания) [2].

Изложение основного материала. Поступив в высшее учебное заведение, будущий специалист попадает в совершенно новую для него среду и условия деятельности. Новизной для него являются социальный статус –«студент», студенческий коллектив – группа, особенный режим деятельности, специфика учебного процесса. Эти положения требуют от личности определённой самоорганизации, выработки навыков общения, поведения и деятельности. Для студента с ограниченными возможностями такая организация его жизнедеятельности может быть существенно затруднена в связи с наличием определённых комплексов, связанных, прежде всего, с общением, способами взаимодействия с окружающими, особенностями его передвижения, что может вызывать трудности в адаптации к учебно-профессиональной деятельности.

В педагогическом словаре под редакцией Е. Рапацевича учебно-профессиональная деятельность рассматривается как специфический вид деятельности, направленный на самого обучаемого с целью развития, формирования его личности как профессионала. Эта деятельность состоит из следующих компонентов: мотивационно-смыслового (профессиональная мотивация понимания предназначения профессии, освоение профессиональной деятельности, профессионального общения, мотивы проявления личности в профессии); деятельностного (решение учебных задач в ходе самостоятельной работы и выполнения учебных действий в рамках формирования профессионально значимых качеств специалиста); оценочно-контрольного (формирование и совершенствование навыков самооценки и самоконтроля). [4, c.57]. Наличие вышеописанных комплексов может значительно повлиять на формирование каждого из компонентов учебно-профессиональной деятельности, в частности на особенности выполнения учебных действий – способы фиксирования, обработки и воспроизведения учебной информации. Таким образом, для адаптации специалиста с ограниченными возможностями следует использовать технологии, способствующие повышению его адаптационных возможностей.

Для адаптации к новому социальному статусу и группе мы предлагаем использовать социализирующие технологии в образовательном процессе – технологии педагогической поддержки, и технологии социального самоопределения.

Использование технологии социального самоопределения предполагает следующие направления:

  • Социальное самоопределение – адаптация к субъектам деятельности и общения;
  • Социальная автономизация – действовать как самобытная индивидуальность;
  • Определение себя по отношению к нравственным ценностям общества;
  • Осознание своей самости;
  • Открытие собственного «Я» – стимул работы над собой.

Реализация технологии социального самоопределения осуществляется путём обращения студента к самонаблюдению – научить студента с ограниченными возможностями наблюдать за собой и контролировать свои реакции, поведение, мысли, чувства, деятельность; сравнению себя с другими (кем был – кем становлюсь) – научить оценивать свои достижения по отношению к результатам собственной деятельности и деятельности других студентов; самоанализу (чего достиг на каждом этапе) –анализировать и адекватно воспринимать успехи и недочёты в учебно-профессиональной деятельности и безболезненно их устранять.

Технология педагогической поддержки, автором которой является О. Газман, предполагает не радикальное официальное вмешательство в процесс обучения студента, а внимательное изучение его особенностей и своеобразия поведения в процессе обучения. Мы используем элементы этой технологии и осуществляем учебно-воспитательный процесс на основе следующих принципов:

• Организация здоровьесберегающего режима деятельности.

Здоровьесберегающий режим деятельности реализуем через дозирование учебной нагрузки и информации. Студенты обучаются очно-заочно, по триместрам по 14-16 дней. Это оптимальный срок для продуктивной и адекватной учебной деятельности, учитывая специфику их нозологий. На лекционных занятиях мы используем конспекты лекций с широкими полями, а также дополняем их схемами лекций. Реализация этого принципа происходит через использование в ходе учебного процесса релаксационных мероприятий, позволяющих снять усталость, эмоциональное и физическое напряжение.  В своей практике мы используем релаксационные паузы на учебных занятиях.

  • Поддержка в области общения. Для студентов с ограниченными возможностями очень важна поддержка и оценка их деятельности. В своей работе мы часто используем жесты и фразы одобрения, а иногда корректно не соглашаемся, тем самым, осуществляя психологическую поддержку и обеспечивая положительный настрой на дальнейшую деятельность.
  • Поддержка и стимуляция интеллектуального развития студента обеспечивается специально разработанными учебно-методическими комплексами для студентов с ограниченными возможностями, в которые входят готовые конспекты лекций, методические рекомендации по подготовке к различным формам работы, по написанию статей, рефератов; системы оценивания деятельности студентов.

Выводы. Социальные технологии и организация условий учебной деятельности позволяют:

  • Снизить уровень тревожности студента;
  • Адекватно воспринимать требования педагога к объёмам и качеству учебной работы
  • Стимулировать студента к дальнейшей работе над своими личностными и профессиональными качествами;
  • Успешно адаптироваться студенту к учебной работе в вузе.

Литература:

  1. Большой толковый психологический словарь /  Под ред.  А.  Ребер.  –М.: Вече Аст, 2003. – 592 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1996.– 536с .
  3. Лукашевич Н.П., И.В. Сингаевская, Е.И. Бондарчук. Писхология труда. – К., 1997. – 104 с.
  4. Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с.
  5. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Экмос, 1999. – 352 с.

Ключові слова: студенти з обмеженими можливостями, адаптація, педагогічні технології.

Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями, адаптация, педагогические технологии.

Key words: students with disabilities, adaptation, pedagogical technologies.



Номер сторінки у виданні: 178

Повернутися до списку новин