АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ НАВЧАННЯ ТА ВИХОВАННЯ

ЛЮДЕЙ З ОСОБЛИВИМИ ПОТРЕБАМИ

Збірник наукових праць

Тема: Проблеми реабілітації людей з психофізичними обмеженнями і шляхи їх вирішення

Стаття розкриває особливості виховання морально-вольових якостей у майбутніх офіцерів-прикордонників. Може бути корисною для широкого кола осіб, які цікавляться цим питанням, зокрема, осіб із особливими потребами.

Статья раскрывает особенности воспитания морально-волевых качеств у будущих офицеров-пограничников. Может быть полезной для широкого круга лиц, интересующихся этим вопросом, в частности, лиц с особыми потребностями.

The article  covers particularities  of developing morally volitional traits in future frontiersmen officers. It can provide basis for people who are interestedin this question,  and particularly for people  with special needs.

докладніше...
Номер сторінки: 548

Пропонується введення додаткового третього ігрового уроку з фізичної культури для молодших школярів із затримкою психічного розвитку, який позитивно сприймається учнями і є ефективним засобом фізичної корекції вказаного контингенту дітей.

Предлагается введение дополнительного третьего игрового урока по физической культуре для младших школьников с задержкой психического развития, который положительно воспринимается учениками и является эфективным средством физической коррекции указаного контингента детей.  

Proposed adding  one more  lesson of physical training for infant-school pupils who have mental retardation as is an effective  way to correct mental retardation.    

докладніше...

Розглянуто можливості емаготерапіі як оптимального методу психокорекції особистісного розвитку студентів із особливими потребами, проаналізовані результати дослідження цієї проблеми, проведеного на кафедрі психології Вінницької філії Університету "Україна".

Рассмотрены возможности эмаготерапии как оптимального метода психокоррекции личностного развития студентов с особенными потребностями, проанализированы результаты исследования этой проблемы, проведенного на кафедре психологии Винницкого филиала Университета "Украина".

The possibilities of emagoterapy as the optimal method of psychological correction of personality development of students with special needs have been cinsidered, the results of the study of this problem conducted by the Department of Psychology of the Vinnitsa branch of the University "Ukraine" have been analyzed.

докладніше...
Номер сторінки: 542

Розглянуто питання виховання емоційно розвиненої особистості, її переживань, почуттів, які починаються з перших років життя як найбільш важлива проблема батьків, педагогів. У результаті досліджень по цій програмі, які проводилися в Інституті психології АПН України, розроблена програма "Абетка Еволюції", яка, з точки зору авторів, має стати необхідним елементом у комплексній виховній роботі, а також основою реабілітаційних підходів до дітей та підлітків, які потребують психологічної підтримки і допомога.

Рассмотрены вопросы воспитания эмоционально развитой личности, ее переживаний, чувств, которые начинаются с первых лет жизни, как наиболее важная проблема родителей, педагогов. В результате иссследований по этой программа, которые проводились в Институте психологии АПН Украины, разработана программа "Букварь Эволюции", которая, с точки зрения авторов, должна стать необходимым элементом в комплексной воспитательной работе, а также основой реабилитационных подходов к детям и подросткам, которым необходима психологическая поддержка и помощь.

Considered aspects of emotionally developed person education from very first years of it's life as the most important task for parents and teachers. On the grounds of this idea at Institute of Psychology of Academy of Sciences of Ukraine the «Абетка Еволюцій» [варианты перевода — транслит: Abetka Evolyutsiy; перевод: Evolution ABC] program has been elaborated. This program, in author's opinion, is to become the essentia/ element in the complex of education work as well as rehabilitation approach to those children who do need psychological help and support.

докладніше...
Номер сторінки: 537

Метод POWER-ергометрії заснований на кількісному визначенні працездатності спортсменів і осіб із особливими фізичними можливостями за допомогою показника PWC170 і портативного силового ергометра "СЕ-2" авторської конструкції. Наведено методику проведення механічної роботи особою, яка обстежується, для оцінки функціонального стану і рівня силової підготовки спортсменів, а також рівень адаптації інвалідів до фізичних навантажень.

Метод POWER-эргометрии основан на количественном определении трудоспособности спортсменов и лиц с особенными физическими возможностями с помощью показателя PWC170 и портативного силового эргометра "СЕ-2" авторской конструкции. Приведена методика проведения механической работы лицом, которое обследуется, для оценки функционального состояния и уровня силовой подготовки спортсменов, а также уровень адаптации инвалидов к физическим нагрузкам.

The Power-ergonometric method, which is based on quantities determination of  physical  capability of sportsmen and disabled people  with the help  of PWC170 index and portable ergo meter "CE-2" constructed by the author. There is methodology of real mechanical work fulfilled by patient for estimation of functional state and the level of power preparation of sportsmen,  and also the degree of adaptation of people  with disabilities to physical loadings.

докладніше...
Номер сторінки: 534

Розглянуто особливості розвитку хлопчиків із затримкою психічного розвитку (ЗПР). Подано практичні рекомендації, спрямовані на їхню корекцію.

Рассмотрены особенности развития мальчиков с задержкой психического развития (ЗПР). Даны практические рекомендации, направленные на их коррекцию.

Considered peculiarities of physical development and working ability (capacity) of boys with mental retardation. Given practical recommendations on it's [i.e. mental retardation] correction.

докладніше...

Розглядаються питання пошуку методів терапії і навчання аутистичних дітей. Досліджуються методики і результати застосування терапії, пов'язаної з виявленням етіології виникаючих розладів розвитку і подальшим призначенням програми лікування та попередження небажаної поведінки дитини.

Рассматриваются вопросы поиска методов терапии и обучения аутистических детей. Исследуются методики и результаты применения терапии, связанной с выявлением этиологии возникающих расстройств развития и дальнейшим назначением программы лечения и предупреждения нежелательного поведения ребенка.

Reviewed the aspects of autistic children therapy and education. Investigated the methods and results of using therapy, connected with development disorder's etymology, and futher prescription of child's objectionable behavior prevention and treatment.

докладніше...
Номер сторінки: 524

Проаналізовано схожість і відмінність реабілітаційних програм при алкогольній та наркотичній залежності. Показано, що існує відмінність у тенденціях лікування і реабілітації хворих із цією патологією. Викладено біологічні та психологічні принципи побудови реабілітаційних програм.

Проанализировано сходство и отличие реабилитационных программ при алкогольной и наркотической зависимости. Показано, что существует отличие в тенденциях лечения и реабилитации больных с этой патологией. Изложены биологические и психологические принципы построения реабилитационных программ.

The analysis of similarities / differences and efficiency of rehabilitation programs for alcohol and drugs usage was made. It was shown that there is a difference in tendencies of treatment and rehabilitation. The biological and psychological principle of building the rehabilitation programs  was given.

докладніше...
Номер сторінки: 520

Наводяться методика і результати дослідження особливостей психічного стану учнів 15-17 років із наслідками дитячого церебрального паралічу, які навчаються в санаторній школі. Отримані дані лягли в основу розробки програми корекції психологічного стану і рухової функції цієї категорії хворих.

Приводятся методика и результаты исследования особенностей психического состояния учащихся 15-17 лет с последствиями детского церебрального паралича, которые обучаются в санаторной школе. Полученные данные легли в основу разработки программы коррекции психологического состояния и двигательной функции этой категории больных.

Given methods and results of research of 15-17 yeared students' with consequences of cerebral spastic infantile paralysis psychological condition, who have been studied at the sanatorium school. The findings formed the basis for psychological condition and motion [motor, locomotor] activity disorders correction program.

докладніше...

Визначено критерії ефективної психологічної та соціальної реабілітації інвалідів із діагнозом онкологічного захворювання. Розглянуто труднощі методологічного порядку, акцентовано увагу на важливості її основних етапів - мотивації й адаптації. Показана роль духовності як одного з найважливіших соціальних регуляторів, активної позиції самих хворих, спрямованих на одужання.

Определены критерии эффективной психологической и социальной реабилитации инвалидов с диагнозом онкологического заболевания. Рассмотрены трудности методологического порядка, акцентировано внимание на важности её основных этапов — мотивации и адаптации. Показана роль духовности как одного из важнейших социальных регуляторов, активной позиции самых больных, направленных на выздоровление.

There are some criteria of effective psychological and social rehabilitation of people with disabilities caused by cancer. There are opened difficulties of methodological order; attention is paid on importance of its main stages — motivation and adaptation. Here is opened the role of spirituality as one of the main social regulators of active position of sick people directed on the healing.

докладніше...
Номер сторінки: 509

Статтю присвячено проблемі соціалізації розумово відсталих дітей-сиріт. Проаналізовано стан проблемми, описані особливості соціально-адаптивних реакцій вихованців спеціальних (корекційних) дитячих будинків. Запропоновано підходи і принципи адаптації дітей даної категорії, намічені шляхи подальшого дослідження.

Статья посвящена проблеме социализации умственно отсталых детей-сирот. Проанализировано состояние проблеммы, описаны особенности социально-адаптивных реакций воспитанников специальных (коррекционных) детских домов. Предложены подходы и принципы адаптации детей данной категории, намечены пути дальнейшего исследования.

The article is dedicated to the problem about socialized backward orphan. It is  analyzed the  condition of problem, it is  described the peculiarity  of socioadapt reactions of pupils in boarding-schools.  It is suggested principles of adaptation for children of this category.

докладніше...
Номер сторінки: 504

Розглядаються етичні принципи морального виховання студентів з особливими потребами як сутнісна складова їх соціальної реабілітації.

Рассматриваются этические принципы морального воспитания студентов с особыми потребностями как сущностной составляющей их социальной реабилитации.

Ethical principles of moral education of students with special needs as an essential part of their social rehabilitation are discussed.

докладніше...

У статті розглядається проблема дизонтогенетического підходу в реабілітації дітей групи ризику раннього та дошкільного віку, Етап корекції аномального розвитку дітей від народження (сензитивний період корекційного впливу) через низку причин "випав" із поля зору вчених і практиків-дефектологів. Було висунуто поняття "якості життя" таких дітей у зв'язку з необхідністю розробки змісту, методів і прийомів корекційної роботи. Сензитивний період корекційного впливу розглядається як засіб попередження виникнення вторинних порушень і як найважливіший етап реабілітаційного відновлення особистості дитини.

В статье рассматривается проблема дизонтогенетического подхода в реабилитации детей группы риска раннего и дошкольного возраста, Этап коррекции аномального развития детей от рождения (сензитивний период коррекционного воздействия) по ряду причин "выпал" из поля зрения учёных и практиков-дефектологов. Выдвигается понятие "качества жизни"таких детей в связи с необходимостью разработки содержания, методов и приёмов коррекционной работы. Сензитивний период коррекционного воздействия рассматривается как средство предупреждения возникновения вторичных нарушений и как важнейший етап реабилитационного восстановления личности ребёнка.

The problem of the disontogenesic approach in reabilitation of children of early and preschool age from group of risk was considered.  This stage  of correction of abnormal development of children from birth (senditiv period of correction) for some reasons «has dropped out»  from a field of sight of the scientists and defectologysts.  The concept "quality of life" of such children is put forward in connection with necessity of development of a content of methods and receptions of correction - work. The senditiv period of correction is considered as the tool of warning of occurrence of secondary violations and as the important stage of rehabilitations restoring of the children's person.

докладніше...
Номер сторінки: 494

Проаналізовано досвід роботи спеціалізованих бібліотек для людей із порушенням зору. Підкреслено соціальну роль, яку виконують спеціалізовані бібліотеки в наданні їм допомоги.

Проанализирован опыт работы специализированных библиотек для людей с нарушением зрения. Подчеркнута социальная роль, которую выполняют специализированные библиотеки в оказании им помощи.

The paper sums up the experiense of specialized libraries for the blind. The role of the special libraries in the support of the disabled users is emphasized.

докладніше...
Номер сторінки: 487

У ракурсі історичного генезису розглядаються концептуальні погляди на предмет "здоров'я" і проблеми його оптимального визначення. Інтерпретація оздоровчої кваліметрії стосується професійного розвитку студентів, включаючи також ту групу, яка має особливі потреби, пов'язані зі здоров'ям і адаптацією до умов життя.

В ракурсе исторического генезиса рассматриваются концептуальные взгляды на предмет "здоровье" и проблемы его оптимального определения. Интерпретация оздоровительной квалиметрии касается профессионального развития студентов, включая также ту групу, которая имеет особые потребности, связанные со здоровьем и адаптацией к условиям  жизни.

In an aspect angle of historical genesis the conceptual views on a subject "health" and problems of its optimum definition are under the focus. On the basis of methodological principles the author's position on difinition and characteristic of separate  components  of  healsth is constructed pursuant to concepts, available  in  a  scientific  revolution. The interpretation healthy Qualimetria concerns professional development of a student  with Special Needs.    

докладніше...
Номер сторінки: 481

Наведено мультидисциплінарний аналіз сучасної соціальної ситуації «нездібних» розумово відсталих дітей в Україні. Показано, що відсутність загальнодоступного спеціального навчання для дітей із помірною, важкою і глибокою розумовою відсталістю є порушенням їхніх прав. Розроблені за кордоном нові методи реабілітації таких розумово відсталих дозволяють істотно поліпшити їх соціальну адаптацію. В Україні ці методи, зокрема раннє втручання і спеціальне навчання, активно освоюються на громадських засадах. Щоб такі методи стали доступні всім, хто їх потребує, необхідно їх широке впровадження на державному рівні.

Приведен мультидисциплинарный анализ современной социальной ситуации «необучаемых» умственно отсталых детей в Украине. Показано, что отсутствие общедоступного специального обучения для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью является нарушением их прав. Разработанные за рубежом новые методы реабилитации таких умственно отсталых позволяют существенно улучшить их социальную адаптацию. В Украине эти методы, в частности раннее вмешательство и специальное обучение, активно осваиваются на общественных началах. Чтобы такие методы стали доступны всем нуждающимся, необходимо их широкое внедрение на государственном уровне.

Multidisciplinar analyses of the modern social situation for «noneducable»mentally retarded children in Ukraine is presented. There is shown that the absance of the special education system for the mentioned children is the failure of their rights. The modern rehabilitational methods created for the severely mentally retarded ones abroad help to raise their social adaptation in a very big degree. In Ukraine such a methods especially early intervention and special education are provide on the nongovermental base. But to spread such a methods for the every child who needs in it is possibly on the govermental base only.

докладніше...

Розглянуто проблему соціальної реабілітації людей з особливими потребами. Основну увагу звернено на причини виникнення та способи подолання соціально-психологічних проблем інвалідів. Розглянуто основні міжнародні та державні правові акти, які регламентують права і соціальний захист інвалідів. Головною тенденцією сучасних процесів соціалізації інвалідів визначається пристосування суспільства до потреб інвалідів, а не навпаки, як було раніше. Тілький такий підхід є єдино можливим засобом подолання соціальної ізоляції інвалідів. Мета процесу соціалізації людей з особливими потребами — подолання ставлення до них як до "виключних", не таких, як усі.

Рассмотрена проблема социальной реабилитации людей с особыми потребностями. Основное внимание обращено на причины возникновения и способы преодоления социально-психологических проблем инвалидов. Рассмотрены основные международные и государственные правовые акты, регламентирующие права и социальную защиту инвалидов. Главной тенденцией современных процессов социализации инвалидов определяется приспособления общества к нуждам инвалидов, а не наоборот, как было раньше. Только такой подход является единственно возможным средством преодоления социальной изоляции инвалидов. Цель процесса социализации людей с особыми потребностями - преодоление отношение к ним как к "исключительным", не таким, как все.

This article is about the problems of social reabilitation of people with special needs. The main attention is paid to the investigation of problems of appearance and the ways of decision of social-pcycologic problems of people with special needs. The main international and state legislative acts are shown in this article which show the rights and the social protection of people with special needs.

The main tendention of modern processes of socialization of people  with special needs  designates as adaptation  of society to  the needs  of people with special needs, but not on the contrary, as it was earlier. This is the only way whech how to decide the problem of social isolation of people with special needs is to make the attitude to them as to the healthy people.

докладніше...
Номер сторінки: 467

У статті розглядається історико-психолого-педагогічний аспект реабілітації осіб із обмеженими фізичними можливостями. Здійснюється спроба аналізу освітньої діяльності як фактора своєрідної духовної реабілітації молоді. Описується процес формування і становлення осіб із обмеженими фізичними можливостями як творчих особистостей. Також робиться акцент на реалізації зв'язку проблеми розвитку творчості студентів із педагогічними технологіями.

В статье рассматривается историко-психолого-педагогический аспект реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями. Осуществляется попытка анализа образовательной деятельности как фактора своеобразной духовной реабилитации молодежи. Описывается процесс формирования и становления лиц с ограниченными физическими возможностями как творческой личности. Также делается акцент на реализации связи проблемы развития творчества студентов с педагогическими технологиями.

In article historical psychological pedagogical aspect of rehabilitation of persons with the limited physical opportunities is considered. Attempt of the analysis of educational activity as factor of original spiritual rehabilitation of youth is carried out. Process of formation and becoming of persons with the limited physical opportunities as creative person is described. Also accent is made on realization of connection of a problem of development of creativity of students with pedagogical technologies.

докладніше...
Номер сторінки: 461

Розглянуто організаційні аспекти формування мережі регіональних центрів професійної реабілітації осіб з особливими потребами, зокрема, головної організації - Всеукраїнського центру професійної реабілітації інвалідів.

Рассмотрены организационные аспекты формирования сети региональных центров профессиональной реабилитации лиц с особыми потребностями, в частности, главной его организации — Всеукраинского центра профессиональной реабилитации инвалидов.

There were discussed organizational aspects of formation regional center's network of professional rehabilitation for persons with special needs, and it's main organization — National Center of professional rehabilitation for people with disabilities.

докладніше...
Номер сторінки: 457